11 Ноября 2024
Цифровая маркировка товаров
Что такое цифровая маркировка?
Цифровая маркировка — это автоматизированная система контроля товарооборота. Информация о каждой поставленной на учет единице продукции сохраняется в базе данных. Сбор, обработка и передача информации проводится в электронном виде.
Для цифровой маркировки используют матричные штрихкоды. Уникальный код наносят на каждую товарную единицу. Штрих-коды наносят на производстве или при ввозе товара в Россию. Оптовые упаковки также маркируют кодами.
Как это работает?
С 1 июня 2021 года отдельные категории наших продуктов получили маркировку Data Matrix. Это своего рода цифровой паспорт, который содержит всю основную информацию о конкретном продукте. Объясняем, почему была введена эта маркировка, как ее считывать и использовать.
Производитель передает оператору информацию о продукте для генерации кода. Оператор проверяет данные, генерирует код и возвращает его производителю. Цифровой код Data Matrix наносят на каждую единицу продукции. Этот код уникален и его невозможно подделать.
Код маркировки молочной продукции формируется из кода товара (глобальный идентификационный номер торговой единицы GTIN), индивидуального серийного номера и кода проверки. Из этих данных генерируется код Data Matrix.
Чтобы иметь возможность сканировать код, нужно установить мобильное приложение «Честный знак».
Приложение установлено, теперь, наведя на него камеру вы моментально получите информацию о производителе и его продукте: наименовании, весе, упаковке, вкусе, жирности продукта, сроках выработки и годности.
О системе «Честный знак»
Честный знак — это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы — повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
Небольшой квадратный код хранит в себе информацию о сроке годности, составе, производителе и стране происхождения, документацию — различные сертификаты, патенты и другие подтверждения соответствия стандартам и регламентам. Код невозможно скопировать или подделать, а получить его могут только легальные компании.
Этот код защищает ваши покупки в магазинах. Касса проверяет код и, если с товаром что-то не так или истёк срок годности, не пробивает его. Табак, пиво в кегах, молочная продукция и вода дополнительно защищены. Постепенно такая система будет использоваться на всех кассах и для всех маркированных товаров.
Благодаря «Честному знаку» вы получаете уверенность в качестве и безопасности лекарств, молока, воды, обуви, духов и других товаров, с которыми вы встречаетесь каждый день в магазинах, аптеках и Интернете.
Система «Честный знак» разрабатывается без использования средств бюджета государства, а товары с маркировкой растут в цене медленнее, чем без неё.
Какие товары подлежат маркировке?
Маркировка – это опознавательный знак, который наносится на товар (его упаковку) и позволяет отследить все этапы существования этого товара. Он выглядит как особый штрих-код, его чаще всего называют контрольно-идентификационным знаком (далее – КИЗ). Знак наносят не на всю производимую или продаваемую продукцию, а только на ту, в отношении которой Правительство РФ установило требование. В настоящее время все находящиеся в обороте на территории нашей страны товары можно разделить на три группы:
подлежащие обязательной маркировке;
участвующие в эксперименте по маркировке (то есть такие товары, маркировать которые пока не обязательно, но желательно);
товары, не требующие маркировки.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, на сегодняшний день уже достаточно широк. К ним относятся: меховые изделия; сигаретная и папиросная, а также иная табачная продукция; вся продукция, которая содержит никотин; наполнители для электронных сигарет; лекарственные препараты для применения в медицине; обувь; духи и туалетная вода; парфюмерная продукция импортного производства; шины и покрышки; некоторые товары легкой промышленности; мороженое; сыр; молочные продукты; минеральная и другая питьевая упакованная вода, включая воду для детского питания; и др.
Эксперименты по маркировке
Вид товара
|
Окончание эксперимента
|
Некоторые консервы
|
31 августа 2024 года
|
Корм для животных
|
|
Пищевые растительные масла
|
|
Лекарства ветеринарного применения
|
|
Радиоэлектронная продукция
|
|
Готовые консервы или консервированные продукты
|
|
Отдельные виды товаров для детей
|
1 декабря 2024 года
|
Отдельные виды строительных материалов
|
|
Оптоволоконные товары
|
|
Некоторая парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия
|
28 февраля 2025 года
|
Отдельные виды отопительных приборов
|
|
Бакалея
|
|
Смазочные материалы и автомобильные жидкости
|
|
Пиротехнические изделия, средства пожаротушения, обеспечения пожарной безопасности
|
|
Некоторые виды медицинских изделий
|
31 августа 2025 года
|
Учебники
|
Обязательная маркировка
До конца этого года вводится обязательная маркировка в отношении:
• велосипедов и велосипедных рам – с 1 сентября 2024 года;
• любой молочной продукции – с 1 сентября 2024 года;
• некоторых средств технической реабилитации (тростей опорных и тактильных, костылей, поручней, ортезов, функциональных углов протезов) – с 1 октября 2024 года;
• некоторых видов пищевых и растительных масел, а также масложировой продукции – с 1 октября 2024 года;
• консервов из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водных растений и водорослей – с 1 декабря 2024 года;
• лекарств, применяемых в ветеринарии. Субъекты, указанные в предыдущих четырех пунктах, обязаны предоставлять информацию о кодах идентификации начиная с 1 октября 2024 года.
Кто должен маркировать продукцию?
Чтобы понимать, как распределяются роли в соблюдении законодательства по маркировке, важно представлять общую схему проставления знаков идентификации на товаре. Эта схема такова:
• все начинается с производителя или импортера, т. е. с тех субъектов, которые вводят товар в оборот. Именно они должны первично зарегистрировать его в специальной электронной системе (на данный момент такой официальной государственной системой цифровой маркировки является "Честный знак"), а также получить штрих-коды и нанести их на товар;
• следующим шагом является передача товара поставщикам (дистрибьюторам). Вместе с товаром передаются и полученные на предыдущем этапе коды. Получать новые не нужно, но следить за тем, чтобы товар был промаркирован, если законом установлено такое требование, нужно обязательно. Отсутствие кодов считается нарушением. Обязанностью поставщиков и дистрибьюторов является передача сведений регулятору (все тому же "Честному знаку") о том, когда продукция поступила к ним и какова ее последующая судьба, т. е. когда и кому ее передали;
• от поставщиков и дистрибьюторов товар поступает в розничные сети. Коды по-прежнему сопутствуют продукции, а их отсутствие означает, что торговать товаром нельзя (если, конечно, закон вообще требует их наличия). Продавцы в свою очередь тоже должны передать регулятору информацию о товаре – дату принятия и реализации, а также вывести товар из оборота после поступления его к конечному покупателю;
• последнее звено в цепи – конечный покупатель. Именно когда товар поступает к нему, товар выводится из оборота. Процесс аннулирования данных о товаре в системе – это обязанность продавца. Если товар реализуется через электронные торговые площадки, то эта обязанность все равно сохраняется за продавцом.
Таким образом, вопрос по первичной регистрации продукции и введению её в оборот в основном ложится на производителей и импортеров. Но и другим участникам торговой цепочки расслабляться нельзя: в некоторых случаях маркировать продукцию придется и им тоже.
Ответственность за нарушение законодательства по маркировке
До 2020 года, пока маркировка была тестовой, производители не платили штраф за отсутствие DataMatrix-кода на упаковках. Сегодня же за игнорирование необходимости маркировки производителю грозит административная ответственность, а в некоторых случаях - даже уголовная.
Согласно ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрено, что участники товарных отношений должны понести ответственность за производство, ввод в оборот или продажу немаркированной продукции при условии, что в отношении нее установлены соответствующие требования по маркировке. Статья различает ответственность для производителей и продавцов продукции. За производство и ввод в оборот товаров без КИЗ могут взыскать штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. с должностных лиц и в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с компаний и ИП. Сам товар при этом подлежит изъятию. Продажа немаркированного товара карается иначе. Штраф колеблется от 2 тыс. до 4 тыс. руб. для граждан, до 5-10 тыс. для должностных лиц и 50-300 тыс. руб. для компаний и ИП.
В отношении алкоголя и табачных изделий действуют повышенные ставки – 30-50 тыс. руб. для должностных лиц и 200-300 тыс. руб. для юридических лиц за производство такой продукции. Если продукция реализуется, то штрафы иные – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических.
Если стоимость реализуемого немаркированного товара превышает 1,5 млн руб., то в отношении нарушителя возбудят не дело об административном правонарушении, а уголовное дело – по ст. 171.1 УК РФ. Наказание в этом случае будет еще более суровым, вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет (максимально).