27 Января 2025
Типичные нарушения прав потребителей в магазине
Основные законодательные акты, регулирующие отношения между продавцом и потребителем:
- Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»),
- Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ),
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), (далее - Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи),
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», и другие нормативно-правовые акты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Продавец — это организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.
Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В целях предупреждения нарушений законодательства о защите прав потребителей субъектами предпринимательской деятельности в сфере торговли пищевыми продуктами, представляем ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ прав потребителей в магазине.
1. Информация о себе, о товаре.
Основным нарушением, которое допускают субъекты предпринимательской деятельности, является нарушение права потребителей на информацию о продавце. До сведения потребителя не доводится информация о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адрес) либо информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, режиме работы организации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона продавец (исполнитель) обязан довести до сведения потребителей на вывеске: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы. Кроме того, продавец (исполнитель) – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
2. Расхождение цены на ценнике и в чеке.
До сведения потребителей не доводится достоверная информация о товарах (услугах), обеспечивающая возможность их правильного выбора.
В данной ситуации у потребителя возникает право требовать продать ему товар, по цене, которая указана на ценнике, и отказ продавца от удовлетворения данного требования, будет нарушать статью 426 Гражданского Кодекса РФ, отказ от заключения публичного договора. (ст. 10 Закона № 2300-I, ст. 494 ГК РФ).
3. Различная цена товара в зависимости от формы оплаты.
При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
В нарушение требований п. 4 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливаются различные цены товара (услуги) в зависимости от формы оплаты (наличная, безналичная).
4. Продажа товара с истекшим сроком годности
Право потребителя на безопасность товара закреплено в статье 7 закона «О защите прав потребителя». В соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителя», можно вернуть некачественный товар в магазин для его замены или возврата денег.
5. Досмотр вещей потребителя
Если при выходе из магазина магнитная рамка «запищала», то ни охрана, ни администрация не имеют права обыскивать потребителя, требовать показать покупки, чек или все содержимое сумки. Этим может заняться только полиция, в присутствии понятых. Сотрудники магазина имеют право вызвать полицию, но таким же правом обладает и сам потребитель, если охранник попытается применить физическую силу. За такие действия ему может грозить штраф или лишение свободы на срок до 7 лет (статья 203 УК РФ).
Ответственность за нарушения прав потребителей
Отсутствие информации
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо другой информации, когда такая информация обязательна в соответствии с законодательством РФ, предусмотрена по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
При этом необходимо иметь в виду, что в ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ также установлена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Некачественный товар
За продажу некачественного товара (оказание некачественной услуги), а также товара с истекшим сроком годности предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и ч. 1 и ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
За обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей при реализации товара (работы, услуги) предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Нарушения в сфере расчетов за товары, услуги
Ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или расчетов с использованием национальных платежных инструментов (в частности, посредством платежной карты "Мир") установлена ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.
Обратите внимание, что ответственность по данной норме за невозможность расчетов картой «Мир», может наступить только для тех продавцов, у которых выручка за предыдущий год составила более 20 млн. рублей (ч. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-1, Федеральный закон от 31.07.2020 № 290-ФЗ). Однако есть исключения:
- место оплаты находится там, где отсутствуют технические условия для оплаты картами;
- продавец осуществляет торговлю в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составила менее 5 млн. рублей за предыдущий год.
Нарушения правил продажи товаров
По ст. 14.15 КоАП РФ наступает ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. Правила продажи товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. (по данной статье могут оштрафовать за: отсутствие ценников, отсутствие на полках с соответствующей молочной продукцией информационной надписи "Продукты без заменителя молочного жира" и т.п.).
Предпринимателям рекомендуется систематически изучать информацию, размещаемую в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, на котором можно найти не только сведения о принятии или внесении изменений в действующее законодательство, но и информацию о товарах, не соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного союза по показателям безопасности. Информация, размещаемая на модулях ГИР ЗПП, предназначена как для предпринимателей, так и для потребителей.
Телефонный номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора
8 800-555-49-43 (по России звонок бесплатный).