18 Ноября 2025
Памятка «О правах потребителя транспортных услуг»
Отношения между потребителями (пассажирами) и исполнителями в сфере оказания транспортных услуг (перевозчиком) регулируются:
- Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 40) (далее – ГК РФ);
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей);
- Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586;
- Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ;
- Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;
- Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;
- Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
- Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и др.
Договор перевозки - разновидность договора на оказание услуг. Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в транспортное средство. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси), должна производиться без нарушения правил дорожного движения.
Согласно ст. 786 ГК РФ перевозчик обязан: обеспечивать перевозку пассажиров по установленному маршруту; в случае сдачи пассажиром багажа, доставить багаж в пункт назначения.
Наиболее частым условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс обслуживания определяет, как правило, уровень комфортности посадочного места, качество питания, возможность получения иных дополнительных услуг и принадлежностей комфорта. Например, в любой авиакомпании мира существует три класса: первый, бизнес-класс и эконом-класс, а в железнодорожных перевозках это купе, плацкарт, сидячие места. Таким образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредставление каких-либо услуг, предусмотренных классом обслуживания — это недостаток услуги.
Право потребителя на безопасность оказываемой услуги закреплено ст. 7 Закона о защите прав потребителей.
Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.
Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона о защите прав потребителей.
Ст. 8, 9, 10 Закона о защите прав потребителей, устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ).
Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей)
Ответственность перевозчика за непредоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона о защите прав потребителей. Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных, в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами - потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков.
Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги - просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по-разному. По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В соответствии со ст. 796 ГК РФ устанавливаются размеры возмещения ущерба перевозчиком.
Наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить стоимость провоза груза или багажа.
Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона о защите прав потребителей.
Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования:
- о безвозмездном устранении недостатков;
- соответствующем уменьшении цены услуги;
- возмещении понесенных потребителем расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
- расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.
Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по завершении оказания услуги.