25 Декабря 2023
Этикетка на продуктах питания
Этикетка — это опознавательный знак, который продавец размещает на товаре. Она может быть в виде графического изображения, наклейки или навесного ярлыка. Этикетка нужна, чтобы проинформировать покупателя об основных характеристиках продукта, например составе, дате производства, сроке годности.
Как правильно оформить этикетку товара? Какая информация должна быть на этикетке?
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация указывается в том числе на этикетках и с помощью маркировки.
Информацию для потребителя представляют на русском языке непосредственно с продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков, в том числе на потребительской таре, этикетке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше, способом, принятым для отдельных видов продуктов.
Требования к этикеткам устанавливаются целым рядом нормативно-правовых актов, которые определяют требования к этикеткам в целом, к информации на этикетке, к оформлению этикетки, а также к этикеткам на товары, относящиеся к тому или иному классу продукции. В качестве обязательных нормативов для исполнения приняты следующие законодательные и нормативные документы:
• Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1);
• Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ("ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки");
• Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1575 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке";
• Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
• Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст);
• Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
• Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии вышеназванными нормами, информация на этикетках продуктов питания (российских и импортных) должна указываться в том числе на русском языке и включать:
1) наименование продукта. Оно должно четко сообщать покупателю, какой именно продукт он покупает. Например, нельзя написать просто «ягода», нужно написать, какая именно — «черника». Если у товара есть специфическое свойство, это тоже нужно указывать на этикетке. Например, «сублимированные ягоды», «пастеризованное молоко», «стерилизованные сливки»;
2) состав продукта. В нем нужно перечислить все ингредиенты, которые входят в продукт, в порядке убывания: чем ближе к началу списка ингредиент, тем его больше в продукте. Например, в составе замороженных котлет есть мясо курицы, мука, крахмал, соевый белок и много других ингредиентов. Мясо на первом месте, значит, его в продукте больше всего.;
3) количество продукта. Масса или объем. Массу пишут в граммах и килограммах, объем — в литрах и миллилитрах. Если продукт находится в жидкости, например вяленые томаты в масле, указывают массу основного продукта — то есть томатов;
4) дату изготовления продукта;
5) срок годности продукта. Например, «годен до…» или «использовать до…». Если срок годности меньше трех месяцев, нужно указать год, месяц и дату, до которых продукт нужно употребить. Если срок годности больше трех месяцев, указывают год и месяц изготовления. Вместо конкретных дат можно указать период, в течение которого нужно съесть продукт. Например: «Годен 5 суток» или «Употребить в течение 12 часов после вскрытия упаковки»;
6) условия хранения продукта. Например: «Хранить в холодильнике при температуре от +2 до +6 градусов»;
7) наименование и место нахождения изготовителя продукта или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя продукта;
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению продукта в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств продукта. Для концентрированных продуктов и полуфабрикатов. Например: «Сухое картофельное пюре нужно развести горячей водой»;
9) показатели пищевой ценности продукта. Пищевая ценность — это калорийность, количество белков, жиров и углеводов;
10) сведения о наличии в продукте компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукта на рынке государств - членов Таможенного союза.
12) назначение. Для детских и диетических продуктов. Например: «Продукт предназначен для детского питания».
В составе нужно также указать биологически активные добавки, ароматизаторы, пищевые красители, усилители вкуса.
Если в составе продукта есть аллергены, например глютен, орехи, кунжут, соя, об этом нужно обязательно предупредить на этикетке. Это важно для людей с непереносимостью конкретного продукта.
На этикетке продукта питания нельзя указывать:
• наименование, которое может ввести потребителя в заблуждение. Например, называть растительный маргарин сливочным маслом;
• ингредиент в составе продукта, если использовали только ароматизатор, который имитирует его вкус или аромат. Например, нельзя писать «клубничный йогурт», если в составе нет ягод, а только ароматизатор. Нужно писать «йогурт с ароматом клубники»;
• формулировку «экологически чистый».
Ответственность и штрафы за отсутствие или неправильно оформленные этикетки.
Какие штрафы грозят за неправильное оформление этикетки. Продавец должен соблюдать основные требования и, верно, указывать обязательную информацию о товаре на этикетке — иначе можно получить штрафы.
За этикетку без данных об изготовителе Роспотребнадзор может оштрафовать:
Штраф за отсутствие информации об изготовителе – часть 1 ст. 14.5 КоАП РФ,
• для граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
• для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
• для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.
Штраф за обман потребителей – часть 2 ст. 14.7 КоАП РФ, (Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
• для граждан - от 3 000 до 5 000 рублей;
• для должностных лиц - от 12 000 до 20 000 рублей;
• для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Если завысить на этикетке вес или объем товара, штрафы составят:
Штраф за обвес потребителей – часть 1 ст. 14.7 КоАП РФ, (Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей)
• для граждан - от 3 000 до 5 000 рублей;
• для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
• для юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей.
ВАЖНО!!!
У каждого товара должна быть этикетка. Это может быть наклейка, графическое изображение на коробке или навесной ярлык.
Главная задача этикетки — проинформировать покупателя об основных свойствах товара. Бизнесу правильно оформленная этикетка поможет избежать штрафа от Роспотребнадзора.
Перед тем как формировать этикетку, рекомендуем изучить требования закона «О защите прав потребителей». В нем прописана основная информация, которую продавцы обязаны размещать на этикетке.
Для отдельных категорий товаров — продукты, одежда, обувь, бытовая техника, косметика — есть дополнительные требования к содержанию этикетки.
Для продовольственных и непродовольственных товаров требования к этикетке сильно отличаются. Например, к продуктам питания они намного строже, чем к одежде.